Большинству людей вряд ли понравится мой склад характера.
Может, и найдётся несколько человек — буквально горстка, пожалуй — которые им впечатлятся,
но чтобы понравиться, это уж вряд ли. В самом деле, кто способен испытать тёплые чувства —
или даже что-то отдалённо их напоминающее — по отношению к человеку, который никогда
не идёт на компромиссы, а вместо этого при появлении любой проблемы
в гордом одиночестве запирается в стенном шкафу?

Харуки Муракми



Небезызвестный японский писатель Харуки Мураками написал книгу. «О чём я говорю, когда говорю о беге». Написал по большей части достаточно сухо — не думаю, что книга может представлять интерес для широкой аудитории. Но двум группам людей я бы её определённо рекомендовал — интересующимся бегом и интересующимся Мураками.

Мне она понравилась в основном тем, что чувства Мураками очень похожи на мои — и приятно, когда твои смутные ощущения профессионал облекает в слова и помещает на бумагу. В качестве дополнительного бонуса выяснилось, что Мураками жил в Кембридже и бегал по тем же дорожкам, что и я. Довольно странные ощущения, когда бежишь в октябре по Кембридже, и вечером читаешь, как Мураками бегал в октябре по Кембриджу, что он видел. Обычно ждёшь такой непосредственности от блога, а не от книги великого писателя.

«Эта особая новоанглийская осень — короткая и сладкая — то приходит, то уходит, но наконец решает окопаться. Окружающий нас глубокий, подавляюще-насыщенный зелёный сменяется блёклым жёлтым. Вот уже пора менять беговые трусы на тренировочные штаны: ветер носит туда-сюда иссохшие листья, жёлуди с резким сухим треском ударяются об асфальт. Озабоченные белки носятся туда-сюда как угорелые, собирают провизию на зиму».

«После всех моих тренировок в теле накопилось достаточно усталости, и я уже не могу бежать так быстро, как раньше». (По ходу книги он тренируется для участия в Нью-Йоркском марафоне.) «Неспеша бегу трусцой вдоль реки Чарльза. Меня постоянно обгоняют девушки, типичные гарвардские первокурсницы. Маленькие, худые, в бордовой гарвардской одежде, светлые волосы собраны в хвостик, в ушах новенькие айподы — они летят как ветер.Так и чувствуешь исходящий от них агрессивный вызов окружающим. Видно, что они привыкли обгонять других, и совершенно не привыкли, чтобы их обгоняли. Все они такие умные, такие здоровые, такие привлекательные и серьёзные — самоуверенности им не занимать. Их шаги широки, а ноги сильно бьют землю — типичные бегуны на средние дистанции, к дальним дистанциям не приспособленные. Нет, они созданы для коротких быстрых забегов.

По сравнению с ними я вполне себе привык проигрывать. Столько дел в этом мире за пределами моих сил, столько соперников, которых я уже никогда не обгоню. Не то что бы я хвастался, но эти девушки вряд ли знают о боли столько, сколько я. И, естественно, может им и знать-то этого не надо. Все эти беспорядочные мысли приходят ко мне когда я наблюдаю как их гордые хвостики развеваются в такт их уверенным шагам. Не ускоряясь, я продолжаю неспешно бежать вдоль речки».

И вот читаю я это после моего неспешного забега вдоль той же самой речки, с теми же самыми пожухлыми листьями и быстрыми девушками, и испытываю чувство полного удовлетворения. Мама, про меня написали в книжке! Впрочем, как я уже сказал, географические совпадения — это на сладкое, а главное удовольствие всё-таки от общего взгляда на жизнь.

«Может, в моём возрасте это и прозвучит глуповато, но я должен сказать вам с самого начала: я из тех людей, которые предпочитают быть одни. Точнее говоря, я из тех людей, кому не мучительно собственное общество. Час или два, которые я бегаю один каждый день (так же как четыре-пять часов за письменным столом) не кажутся мне ни скучными, ни трудными. [...] То время, которое я провожу за бегом — моё личное, молчаливое время — исключительно важно для моего психического здоровья. Когда я бегу, я ни с кем не разговариваю и никого не слушаю. Всё, что я делаю — это наблюдаю проплывающие мимо меня пейзажи. Без этого времени я не смог бы жить.

Меня часто спрашивают, о чём я думаю, когда я бегу. Те, кто спрашивают, как правило, сами не бегают помногу. Их вопрос неизменно ставит меня в тупик. О чём же я в самом деле думаю на бегу? Ни малейшего понятия.

В холодные дни я, пожалуй, думаю немного о том, как сегодня холодно. В жаркие дни думаю о жаре. Когда мне грустно, думаю немного о грусти. Когда я счастлив, думаю немного о счастье. [...]

Я просто бегу. Бегу в пустоте. А может быть и так: я бегу, чтобы достичь пустоты. [...]

Мысли, которые приходят на бегу — они как облака в небе. Облака самых разных форм и размеров. Они приплывают и уплывают, а небо всегда остаётся на том же самом месте. Облака приходят к небу в гости, посидят-посидят, попьют чайку исчезнут, оставив небо за собой. Небо и существует, и не существует. У него есть суть, и в то же время нет сути. И все мы просто принимаем как есть его бескрайние просторы и вбираем их в себя».

Ну и так далее. Наш человек Мураками. (Он там ещё пишет от том как готовиться к марафонам — он пробегает как минимум один каждый год — но это я уже цитировать не буду.) Поразительным образом прочтение этой книжки сподвигло меня и на изучение его художественных книг. Начал со «Слушай голос ветра», сейчас читаю «Пинбол-1973». Произвело на меня впечатление его описание того, как он стал профессиональным писателем, хотя к бегу это отношения и не имеет. Или имеет?

«Когда я решил стать профессиональным писателем, мы с женой абсолютно изменили стиль жизни. Мы решили засыпать, когда становится темно, и вставать с солнцем. Нам это казалось абсолютно естественным — именно так должны жить уважающие себя люди. А ещё мы решили встречаться только с теми людьми, которых нам приятно видеть, и по возможности не встречаться с теми, кого нам видеть неприятно. Мы решили, что можем позволить себе эту слабость».

* * *

Update: цитата, ещё цитата.
Tags:
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 12345 6
7 8910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit