Обсуждали с женой Украинскою войну. То, в частности, как сложно помочь людям и как просто разбомбить их.
Жена задала риторический вопрос, почему злу всегда настолько проще, чем добру.
На этот риторический вопрос есть вполне физический ответ — второй закон термодинамики о возрастании энтропии в замкнутой системе. Оказывается, это связано с концепцией оси времени (в английской терминологии более точно: стрелы времени), по сути очень простой: время, в отличие от других измерений, движется в одну конкретную сторону, и это движение как раз и характеризуется возрастанием энтропии, возрастанием хаоса.
Почему так происходит — вопрос на стыке физики и метафизики, и у современной науки на него нет чёткого ответа. Вроде как на уровне элементарных частиц подавляющее большинство процессов темпорально симметричны — если их умозрительно снять на видео и запустить задом наперёд, то результат будет выглядеть одинаково правдоподобно.
На макро-уровне это, разумеется, не так (если заснять падающую и разбивающуюся чашку, и прокрутить задом наперёд, то это не будет выглядеть правдоподобно), и вот почему это происходит, наука как раз и не знает.
Но на практическом жизненном уровне вывод из этой ситуации сделать несложно. Жизнь действительно устроена несимметрично. Она подыгрывает хаосу и злу против добра и порядка. Разрушать мирные города легко. Те, кто этим занимаются, плывут по течению жизни, просто ускоряют неизбежное возрастание энтропии.
Если сидеть молча и ничего не делать, мы тоже подыгрываем злу. Даже чтобы сохранять нейтралитет, сохранить статус-кво, надо бороться с энтропией. Чтобы оставаться на месте, надо грести против течения. Чтобы продвинуться вперёд, надо грести ещё быстрее.
Философски еврейская концепция «тиккун олам» — буквально, ремонта или починки мира — не совсем об этом, но практический вывод из неё тоже близок. Она говорит нам, что наш мир был разломан, и обязанность каждого человека — в меру сил и способностей вносить свой вклад в починку мира. Вселенная не справится сама по себе, она рассчитывает на каждого из нас.