Я тут читал википедию о сравнительной лингвистике и реконструируемых пра-языках. И, в частности, о московской школе компаративистики, с членами которой я был в своё время знаком. Они занимаются глубокой реконструкцией — например, пра-ностратического языка, постулируемого предка большинства современных языков Евразии, "отца" пра-индоевропейского языка. А также в перспективе планируют замахнуться на пра-мировой язык, совсем уже гипотетический предок всех известных языков мира.
Занятие это, говорит нам википедия, очень далеко от лингвистического мейнстрима. Общепринятая точка зрения — что такая глубокая реконструкция принципиально невозможна, слишком много было утеряно за прошедшие десятки тысяч лет.
Это заставило меня задуматься в принципе о границе между познаваемым и непознаваемым. Изучение прошлого — это один аспект. Интуитивно понятно, что чем дальше в глубь времён, тем больше мы никогда не узнаем. Хотя достижения компаративистики, а теперь ещё и генетики эту границу всё больше и больше отодвигают, так может и нет её?
Совсем другой пример — о пространстве, хотя пространство и время интимно связаны. Оказывается, есть такие области вселенной, которые отдаляются от нас быстрее скорости света: потому что Вселенная, как известно, расширяется. Это значит, что свет оттуда до нас никогда не дойдёт, и сколь бы мощный телескоп мы ни построили, мы никогда ничего о них не узнаем. И сколько бы быстрый космический корабль мы бы ни сделали, и сколько бы долго ни летели, никогда туда не попадём. Может быть, там совершенно другие физические законы? Неизвестно и в принципе непознаваемо.
Ну и, кстати, о расширении Вселенной. Постоянно, ежесекундно и ежемоментно, вокруг нас создаётся новое пространство. Из чего создаётся? Из ничего. Науке неизвестно. Увидев реальный акт Творения — не в далёком гипотетическом прошлом, а сейчас, у нас на глазах, наука застенчиво отворачивается и делает вид, что ничего необычного не происходит.