Прошлой зимой я перечитал «Одиссею» (в новом для себя переводе на английский), и мне жутко понравилось. Я перечитал её ещё и в переводе Жуковского на русский и много писал о неё здесь.

Тогда же возникло естественное желание перечитать и «Илиаду» тоже. Я даже прикупил новый (для себя) её перевод на английский.

Проект затянулся больше чем на год.

Сначала началась бесмыссленная и беспощадная Украинская война, и желание читать о легендарных войнах как-то поугасло.

А потом выяснилось, что Илиада — далеко не такая захватывающая книга, как Одиссея. Пришлось поработать.

О паре интересных моментов я уже рассказывал раньше (1, 2), так что продолжу.

Что меня поразило в первую очередь — это насколько непохожи Илиады и Одиссея. Разные жанры, разная композиция, разные герои… Даже закрадывается подозрение, а один ли автор их написал. Но если действительно один, то Гомер был вдвойне гением. Имея на руках бестселлер — самую первую и до сих пор самую знаменитую книгу, наисанную по-гречески — взять и не побояться, написать что-то совершенно новое.

Естественно, читал я их в неправильном порядке. Илиада предшествует Одиссеи и сюжетно, и, предположительно, по времени написания.

Илиада проще и прямолинейнее, чем Одиссея.

В Одиссее — сложная структура с перескакиваниями взад и вперёд во времения, Илиада движется равномерно от начала до конца.

Одиссея — приключенческий роман с лихо завороченным сюжетом. Илиада — постоянные битвы; редкие психологические сцены и развитие сюжета явно вторичны.

А вот что у них общего. Хотя мы мы часто называем их эпосом или эпическими поэмами, в современном понимании слов это — чистая литература, с конкретным началом, развитием сюжета и концом, а никакой не эпос. Обе поэмы охватывают очень короткий промежуток времени. Илиада описывает примерно 45 дней из 10 лет Троянской войны. В Одиссее действие продолжается примерно 42 дня из 10 лет скитаний Одиссея по дороге из Трои на Итаку.

Помнится, мы ходили на мюзикл «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года», поставленный по 70-страничному эпизоду из «Войны и мира». Семидесяти страниц хватило на нормальный сюжет с нормальными, интересными персонажами.

Так вот, неожиданным образом Толстой оказался писателем эпосов, а Гомер — писателем настоящей литературы, который в состоянии передать больше войны и мира за сорок дней, чем Лев Толстой за пятнадцать лет действия романа.

Даже в большей степени, чем Одиссея, Илиада кинематографична. Не только в том смысле, что по ней так и хочется снять фильм, но и потому, что она во многом сама напоминает голливудские фильмы.

Постоянная смена планов, скажем. Вот мы видим битву широким планом, бесконечные волны ахейцев и троянцев накатываются друг на друга. Потом крупный план, камера начинает бродить по полю боя. Мы видим совершенно незнакомых персонажей, но не успеваем с ними познакомиться. Через долю секунды один из них убивает другого — «так он упал и взгремели на падшем доспехи» — и камера едет дальше. Подавляющее число персонажей Илиады — это имена, про которые мы не знаем ничего, кроме обстоятельств гибели.

Но вот камера, побродив по полю бою, натыкается на кого-то важного — «героя». Мы узнаём его в лицо и по доспехам. Теперь нас ждёт двадцать-тридцать минут экранного времени, когда мы будем следовать за ним и восхищаться его сверхчеловеческими подвигами. Все его враги будут легко повержены, а он сам останется цел и невредим, или отделается царапинами. В греческой литературе даже есть специальный термина для такого эпизода — аристея. В Илиаде их четыре, каждая на многие десятки страниц, и все о греках: Диомеде, Агамемноне, Патрокле и Ахилле. Троянские герои в поэме тоже, безусловно, фигурируют (в первую очередь Гектор), но своей аристеи они не заслужили: враги — они обычные люди, а не супермены.

Ну и всякие типично киношные условности: то, что говорящие на разных языках ахейцы и троянцы понимают друг друга без переводчика, мы уже обсуждали. Или, бывалоча, встречаются два вражеских героя на поле боя и начинают разговаривать. Время как будто останавливается, пока они на протяжении многих страниц выясняют отношения или просто в больших подробностях пересказывают свои родословные. Иногда даже выясняют, что они связаны узами гостевой дружбы, дарят друг другу подарки и расходятся.

Я много раз упомянул слово «герой»; в следующий раз порассуждаем о роли героев в Илиаде.
Tags:
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 12345 6
7 8910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit