Друг LaRubin задал мне задачу сфотографировать галилеевы спутники Юпитера — четыре самые большие луны Юпитера, открытые Галилеем в 1610 году. Впоследствии они были названы именами любовниц и любовников Зевса-Юпитера: Ио (нимфа, соблазнённая Зевсом и превращённая им в корову), Европа (финикийка, похищенная Зевсом в виде быка и увезённая на Крит), Ганимед («прекраснейший из смертных» троянец, унесённый Зевсом в виде орла на Олимп служить там виночерпием) и Каллисто (нимфа Артемиды, соблазнённая Зевсом и после превращённая в медведицу).

Сказано — сделано. Для начала общий вид нашей Вселенной с Юпитером в центре:



Все четыре спутника вращаются вокруг Юпитера в экваториальной плоскости и, поскольку Земля и Юпитер тоже вращаются вокруг Солнца в одной плоскости, должны быть с нашей точки зрения расположены на одной прямой. Пожалуйста! Предыдущая фотография, увеличенная в 24 раза (фрагмент):



Cлева-снизу направо-наверх: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Интересно, что все они движутся настолько быстро, что уже на выдержке в одну секунду смазываются в чёрточки. Кто бы мог подумать, в космических-то масштабах! Параметры фотографии: выдержка 1/2 с, f/5.2, ISO 400, 600mm equivalent.

Наконец, занятный исторический факт, связывающий спутники Юпитера с парусным спортом. До изобретения точных корабельных хронометров определение долготы по светилам было насущной и нерешённой проблемой. Одним из предложенных решений было построение таблиц затмений лун Юпитера. Решение совершенно абсурдное, что может засвидетельствовать каждый, пытавшийся пользоваться телескопом на палубе корабля в открытом океане. Для решения этой проблемы Галилей и его коллеги предлагали абсурдно сложную систему: на голову навигатора надевался специальный шлем с телескопом, а сам навигатор помещался на платформе, плавающей в ванне с жидкостью (чтобы компенсировать качку).

Умберто Эко вывел их в «Острове накануне» в образе престарелого отца Каспара:

Настал момент, когда Каспар прокричал: «И вот я вижу этих!» При вопле он пошевелил носом, и труба, довольно тяжелая, угрожающе поползла с окуляра, Каспар подхватил ее, рывок руки и плеча перекосил все эквилибры и тазик чуть не опрокинулся. Роберт оставил бумагу и часы, поддержал иезуита, наладил равновесие и увещал звездосоглядатая не ёрзать, осмотрительнейшим образом подвигать свое усиленное око и в особенности не выражать эмоций.

Следующее извещение было подано шепотом, который, усугубленный шлемом, звучал хрипче, нежели труба Тартара: «Я вижу опять этих», — и плавным манием руки телескоп был прикноплен к грудной перевязи. «О, вундербар! Три звёздочки от Юпитера на востоке, одна только на западе… самая близкая меньше всех, и она… о погоди… вот, она в нуле минут и тридцати секундах от Юпитера! Ты пиши. Сейчас она касается Юпитера, вот она пропадает. Внимательно запиши, в какой момент она пропала».


Ну, а потом изобрели GPS, и вся эта премудрость стала уже никому не нужна. Галилей умер в безвестности. Открытые им спутники Юпитера получили названия, предложенные его конкурентом немецким астрономом Симоном Марием.
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 12345 6
7 8910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit