Я вдруг заметил, что провожу категорически недостаточно времени на воде, и записался помочь нашему клубу доставить Cal 39, тридцатидевятифутовую лодку со скромным названием «Легальный стимулятор», из города Вестпорта на Сарычёвом заливе, где она провела лето, в Бостон, с заходом в город Провинстаун на кончике Трескового мыса.


«Легальный стимулятор» перед отплытием

Нашим предводителем был человек библейского вида по имени Вёрн, с которым я уже как-то перегонял лодку в Провинстаун. Мои друзья, которые его видели, считают, что он похож на старого матроса (или бывшего пирата). А мне он скорее кажется похож на Моисея. Остальная команда подобралась, как из анекдота — поляк Марек, эстонец Мадис и я.


Вёрн, Моисей нашего яхт-клуба

Приключения начались вечером перед отбытием (почему-то наш клуб всегда считает необходимым выходить в ночь). Мы располагались на лодке, и Вёрн как-то между прочим спросил у меня, не захватил ли я ручку от лебёдки. Я — не захватил. Выяснилось, что и он тоже, и на самой лодке её не оказалось — типичное для нашего клуба разгильдяйство. Пришлось нам много работать руками.

Первый сегмент путешествия: выход из бухты Вестпорта (и одноимённой реки) в Канюковый залив и проход вдоль него до конца, до канала через Тресковый мыс, соединяющего его с Тресковым заливом и Атлантическим океаном.

Ночной полёт, темнота, никого вокруг, на моторе по узкому и извилистому фарватеру реки Вестпорт, мы с Мадисом стоим на носу с фонариком и высвечиваем бакены, и вдруг впереди — шум прибоя, небольшие но ощутимые волны начинают бить в нос лодки. Вокруг тот же мрак, но сомнений быть не может — мы вышли в море. Поднимаем паруса, глушим двигатель, и отправляемся к судоходному фарватеру вдоль залива. Вёрн отправляется спать и оставляет нас наедине с морем.

К сожалению, по приходе к фарватеру выясняется, что ветер дует нам прямо в морду, и наши попытки идти против него галсами оказываются весьма неэффективными из-за обидной комбинации слабого ветра, раздолбаной лодки и отсутствующей ручки для лебёдки. Где-то через час тщета становится очевидной, и мы включаем движок. Увы! Принцип парусной неопределённости действует в полную силу. (Мы столкнёмся с ним в будущем ещё один раз.)

Но тем не менее: — яркие звёзды сверкают в небе, хорошо виден Млечный путь, Марс заходит за горизонт, поднимается ослепительный Орион, за ним Сириус, ближе к утру из-за горизонта показывается жёлто-коричневый тонкий серп убывающей Луны, лежащий горизонтально на донышке, как принято в наших краях, бакены и маяки (с материка слева и с островов справа) перемигиваются в такт ночи, живут своей жизнью, — спокойствие и умиротворение обволакивают ночным мраком. Если вы никогда не выходили на лодке в ночь, очень рекомендую. Совершенно особенный опыт.

Заря окрашивает восточное небо в тот самый момент, когда мы подходим к каналу Трескового мыса.


Вдали видны два моста через канал: железнодорожный мост и мост Борн

Канал надо обязательно проходить под мотором, но и это непросто: в нём очень сильное течение, до пяти узлов (если не больше), надо рассчитать так, чтобы оно было попутным, а то мощности двигателя может не хватить. Мы чуть-чуть опаздываем, течение уже меняется на встречное, входим на пяти узлах, по мере прохождения канала скорость падает до полутора, молодой свет нового дня сверкает вокруг, по воде стелется дымка, на велосипедных дорожкам по берегам появляются велосипедисты, течение бурлит нам навстречу, натужно пыхтит двигатель, Вёрн говорит держаться как можно ближе к берегу (там течение слабее), невооружённым взглядом видно камни под водой, рыбаки на берегу, завидя нас, начинают громко материться, Вёрн материт их в ответ, и вот из последних сил мы вырываемся в Тресковый залив, с другой стороны канала, глушим движок, разворачиваем стаксель.


Встречное течение наклоняет зелёный бакен на выходе из канала

Десять утра, перед нами хороший солнечный день, направляемся в Провинстаун. История повторяется: ветер спереди и очень слабый, мы несколько часов идём против него галсами, но особо не продвигаемся. Опять приходится врубать мотор и двигать в сторону Провинстауна — сначала по компасу, а потом на призрачно встающую из-за горизонта башню мемориала пилигримам.


Максимальный зум фотоаппарата: сам Провинстаун ещё за горизонтом, но уже видны верхушки зданий и деревьев

Мотор несчастлив: еле тянет, чихает и кашляет. Ближе к закату мы приближаемся к Провинстауну. Вёрн решает починить мотор — и доламывает его: тот чихает в последний раз и глохнет окончательно.

Тут Вёрна вдруг сносит с катушек: он требует в Провинстаун не заходить, а вместо этого, на ночь глядя, поворачивать в Бостон. Оказывается, он через день покупает дом, и ему опаздывать никак нельзя. Наши попытки его образумить и объяснить, что утро вечера мудренее, ничем не кончаются. «Я не могу рисковать, мне нужен максимальный запас времени».

C капитаном не спорят. Мы бросаем последний взгляд на закатный Провинстаун, такой близкий и такой недостижимый, разворачиваемся на закат и отправляемся в обратный путь.



И тут-то наконец всё складывается как надо. Ветер приобретает правильное для нас направление (юго-западное) и несколько усиливается. Более того: в прогнозе на ночь значится 10-15 узлов с порывами до двадцати, так что мы на всякий случай, пока ещё светло, ставим на грот первый риф. Грёбаный движок молчит — если бы он не сломался, надо было бы его сломать! — мы идём под парусом, всё темнее и темнее, всё быстрее и быстрее, ветер, волны, пена, пять узлов, а иногда и больше, небо на этот раз чёрное, затянутое тучами, слева материк, справа Атлантический океан, знаете ли вы, как выглядит ночью океан? — как полный мрак, провал в мироздании, лодка кренится, на душе хорошо.

Через столько-то часов впереди появляется характерное мигание маяка Майнот, ещё через столько-то часов мы проходим мимо него самого (эх, Серёга, опять без тебя!) и берём уже курс на Бостонский маяк, в родную бухту. Проходим все родные места: тот самый Бостонский маяк, остров Джорджа, остров Ловелла, все такие незнакомые ночью, на бочку встаем уже после пяти утра.

Самый длинный безостановочный переход в моей жизни: 31 час, 110 морских миль согласно присланному Мареком треку GPS. Прекрасно, если бы не чудовищный недосып.



Ну как же всё-таки хорошо, как вольно дышится в море!


Закат над Тресковым заливом у Провинстауна
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

June 2025

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit