Посмотрел я на свои архивы и понял, что давно не писал о медленной жизни. И ни разу толком не писал о хождении под парусом в этом аспекте. А ведь это очень важное для меня занятие, единственный способ проводить время, который я успешно освоил во взрослом возрасте.

Начнём с метафоры. Мы с вами неоднократно рассуждали о мореплавании под парусом как о метафоре жизни. И «корабли в порту находятся в безопасности, но не для того они созданы»; и то соображение, что для успеха нужно и уметь управлять лодкой, и чтобы Бог послал правильный ветер; и ещё много красивых мыслей.

Мне эта метафора очень нравится, и я всегда готов её развивать и углублять. Важно заметить, что это метафора не жизни вообще, а именно медленной жизни.

Для быстрой (чтобы не сказать «обычной») жизни больше подходит метафора моторной лодки: включил мотор и погнал. Пока топливо не кончилось, конечно.

На этом месте, кстати, вспоминается переход от «эпохи парусов» к «эпохе пара», о котором я упоминал в своих рассказах о «Катти Сарк» и о Джошуа Слокуме. Этот переход произошёл в середине XIX века в Европе и в конце XIX века в отсталой Америке, и был весьма драматичным. Это не было просто заменой одного типа топлива на другое.

В отличие от парусных кораблей, пароходы могли идти почти при любой погоде. Они, неслыханное прежде дело, ходили по расписанию! Капитаны становились как бы обслуживающим персоналом, присматривали за машиной.

Слокум демонстративно (и в высшей степени для меня симпатично) отказался подчиняться прогрессу. Его представление о мореплавании было совсем другим: о капитане как о соавторе моря и неба в своём путешествии. Как бы непрактично и смехотворно это не выглядело бы, Слокум выходил в море только под парусом.

Вот к этому я и хотел бы перейти: от хождения под парусом как метафоры медленной жизни к хождению под парусом как к собственно медленной жизни.

Скажу сразу: на современной парусной яхте есть достаточно вещей, способных полностью нарушить медленность жизни: двигатель, радио, электронная система навигации. Нужно сделать волевое усилие, чтобы от всего этого отказаться: использовать двигатель по минимуму, не включать GPS.

И тогда медленная жизнь открывается во всей своей красе.

Извечный парадокс хождения под парусом, который, по-моему, и является краеугольным камнем медленной жизни вообще. Полная свобода направлять лодку куда хочешь, и в то же время полная зависимость от погоды, ветров и течений. Если это противоречие раздирает твою душу, ты не готов к медленной жизни. И к парусной лодке не готов. Купи себе моторку.

Но на каком-то уровне просветления конфликт между свободой и необходимостью не разрывает больше душу пополам, наоборот, собирает её наконец в одно целое. Ветер и парус, вода и лодка.

Выйти в море для меня самой простой и самый быстрый оказаться наедине с природой. Природа всегда красива, и красота всегда успокаивает, прогоняет тоску.

Красота, скажем, леса всегда близка и конкретна. Сосновые иголки на шляпке гриба. Прожилки листа. Изгиб дерева. Промелькнувший в чаще силуэт косули.

Красота океана писана бесконечно крупными мазками. Полыхающий оранжевый закат. Ослепительно синее море, покрытое белой пеной до горизонта. Чёрное ночное небо, полное звёзд. На эту красоту даже не смотришь — глазам больно становится — а впитываешь всей кожей.



Важное свойство медленной жизни — не противопоставлять себя окружающему миру, а слиться с ним, стать его частью. Выйдя из бухты, — забитой другими лодками, окружённой небоскрёбами финансового центра, строениями морского порта и аэропорта, — в пустые просторы открытого океана, доводишь это слияние до предела. Ещё один парадокс: чувствуешь себя одновременно ничтожнейшим насекомым по сравнению с величием моря и неба, и главным действующим лицом (больше ведь никого нет). И, опять-таки, сумеешь принять этот парадокс, понять, что противоречия никакого нет — постигнешь медленную жизнь.

Конечно, никакая по-настоящему медленная жизнь не может считаться таковой, если она не медленна в самом прямом, буквальном смысле. Традиционная парусная лодка идёт куда медленнее велосипеда. А если не повезёт с ветром, то и медленнее пешехода. Можно идти на ней весь день, а на машине за час доедешь. Ответ на вопрос «зачем», конечно же, банален: путешествие важнее пункта назначения. И это важнейший постулат медленной жизни.

Сама жизнь (возвращаясь к метафорам) — это путешествие от рождения к смерти. Поскольку конец у всех один, он едва ли важен, и уж точно не заслуживает того, чтобы к нему спешить.

Важно путешествие.

(no subject)

Date: 2016-01-20 13:37 (UTC)
From: [identity profile] parf-al.livejournal.com
Да, все так... Удивительно только, как ты умудряешься жить медленно в Бостоне! А может именно поэтому? В какой-нибудь деревне все так живут просто по определению...

(no subject)

Date: 2016-01-20 16:23 (UTC)
From: [identity profile] parf-al.livejournal.com
Ой, по-моему, прекрасная идея! И заставить их помогать с парусом. Это и правда помогло бы расслабляться...

June 2025

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit